10 Июля

Историческая справка пробег В.Рыцарева

Легкоатлетический пробег В.Рыцарева

 

14 июня 2015 года в Новосибирском Академгородке состоялся юбилейный, сороковой по счету легкоатлетический пробег, посвященный памяти Валерия Рыцарева, бывшего сотрудника Института теоретической и прикладной механики имени С.А. Христиановича СО РАН. По давно уже сложившейся традиции он проводится во второе воскресенье июня. На этих соревнованиях принимают участие все желающие – малыши и пожилые, простые любители бега и профессиональные спортсмены. Старт и финиш Пробега располагаются на полянке за бывшим зданием Лыжной базы Алика Тульского, где сейчас находится конно-спортивный клуб Академгородка.

За свое длительное существование Пробег В. Рыцарева несколько раз менял свою трассу и дистанции. Первоначально любители спорта во главе с Валерием Ищенко организовали обычный кросс, в котором с удовольствием принимали участие многие сотрудники ИТПМ СО АН СССР и их дети, и состоялся он ровно сорок лет назад, в 1975 году. Вскоре к ним присоединились любители бега из соседних институтов. Из года в год ширился круг участников данного кросса, постепенно уточнялись дистанция и трасса соревнований. Вскоре после неожиданной трагической кончины Валерия Рыцарева, случившейся осенью 1980 года, по ходатайству администрации ИТПМ и основных инициаторов пробега во главе с В.Д. Ищенко, он получил официальный статус Пробега памяти В. Рыцарева. Уже в 1995 году Пробег был включен в официальный Всероссийский календарь легкоатлетических соревнований и стал идти в зачет Кубка Сибири. Теперь об этих соревнованиях знают почти все любители бега. При желании в Интернете можно найти материалы и о Пробеге, и об его участниках, и о показанных ими результатах за последние несколько лет.

Валерий Дмитриевич Ищенко, многолетний участник Пробега и постоянный член судейской коллегии за последние годы, впервые близко познакомился со своим неугомонным тезкой Рыцаревым во время сельскохозяйственной командировки на уборку урожая. В70−80-ых годах прошлого века сотни сотрудников научного городка ежегодно по месяцу и более отдавали дань труженице-земле и в поте лица трудились в подшефных колхозах и совхозах. Рыцарев сразу же привлек к себе внимание и очень удивил Ищенко своим отношением к труду. Когда работали на току, где временно хранят и сортируют собранный урожай, непоседа Рыцарев тотчас приметил, сколько зерна сыпется из всех щелей грузовиков и теряется по дороге. Большинству это было «до лампочки», но не таков был Рыцарев. Он тут же, не откладывая ни дня, по собственной инициативе начал принимать срочные меры для ликвидации такой бесхозяйственности. Вначале Валера съездил в институт и привез брезент для заделки щелей в кузовах машин. К сожалению, этого оказалось явно недостаточно − зерно продолжало сыпаться, хотя и намного меньше. Тогда он снова едет в городок и привозит специальные уплотнения...

Валерий Михайлович Рыцарев многих отношениях был человеком незаурядным. Он родился 23 февраля 1943 года на станции Хата-Булак Читинской области в семье военнослужащего. После школы поступил в Московский авиационный институт, где тут же подключился к работе студенческого конструкторского бюро и начал заниматься проектированием планеров и легкомоторных самолетов. Вскоре он освоил самостоятельные полеты на учебных, а затем и спортивных планерах. Через год после защиты дипломной работы в СибНИА он перешел работать в лабораторию гидродинамической устойчивости ИТПМ. И на новом месте В.М. Рыцарев почти сразу же активно включился в научную и общественную деятельность, стал редактором знаменитой тогда на весь научный городок институтской стенгазеты «Механик», выходившей ежемесячно сразу в нескольких экземплярах. Эти рукописные газеты занимали всю длину коридоров. Валера участвовал в создании дозвуковой аэродинамической трубы и заодно построил для себя уменьшенную модель этой установки, проводил в ней различные эксперименты по изучению картины обтекания самолетов и их крыльев.

В те же годы Валера Рыцарев потратил уйму сил и времени на возрождение недавно закрытого Новосибирского планерного клуба, вел секцию юношеской планерной школы (ЮПШ). Благодаря его усилиям для клуба удалось заполучить списанный Ту-104 − первенец нашей реактивной пассажирской авиации. При этом Валере удалось добиться разрешения на перелет и посадку списанного самолета на неподготовленную травяную площадку под Бердском. Впоследствии в салоне Ту-104 были оборудованы учебные классы ЮПШ, где ребята девчата с удовольствием осваивали азы аэродинамики, метеорологии и штурманского искусства. Параллельно Валера хлопотал по поводу скорейшего обустройства планерного клуба, строительства ангара для самолетов и планеров, добивался выделения квартир для штатных пилотов. Несмотря на возникшие к тому времени проблемы со зрением, он все еще продолжал совершать тренировочные полеты и приступил к проведению натурных лётных экспериментов на планерах, так называемых «летающих лабораториях». Параллельно он готовил первые главы своей будущей кандидатской диссертации, при этом как-то умудряясь выкраивать время на еще одно свое увлечение− на вырезание мишек и других зверюшек из дерева и изготовление оригинальной мебели для своих сыновей...

При этом В.М. Рыцарев все время был озабочен пробиванием многих хозяйственных вопросов, связанных с деятельностью планерного клуба, улаживанием различных проблем с его официальным руководством и реализацией своих научных идей на основной работе. К тому же, он совсем даже не прочь был время от времени отмечать праздники в довольно шумных и веселых компаниях. Такая нагрузка оказалась чрезмерной даже для крепкого молодого организма. Валера почти вмиг «сгорел» всего в 37 лет от неизлечимой болезни, вероятно, свалившейся на него от непосильной нагрузки...

В первые годы трасса пробега проходила по грунтовке, ведущей на Каменушку, которая сейчас покрыта асфальтом благодаря немалым усилиям двух ветеранов-активистов Академгородка – Льва Шепелянского и уже покойного Валерия Болдырева. Стартовали тогда любители бега от главного корпуса ИТПМ и здесь же финишировали. Позже организаторам Пробега памяти В. Рыцарева удалось договориться о проведении соревнований на более благоприятной и привлекательной трассе, проложенной по территории Ботанического сада СО РАН. Несколько раз Пробег провели по трассе длиной 12,5 км в один и в два круга. Тогда женщины и дети бежали по несколько укороченной трассе в 9 км. В 1997 году эту же трассу укоротили уже до 7,5 км, исключив весьма трудную петлю с крутым подъемом, частично проходившую по бетонированной автомобильной дороге, и добавили третий круг, оставив общую дистанцию почти прежней – 22,5 км вместо 25 км. С этого времени трасса остается неизменной, теперь время от времени добавляет забот организаторам и спортсменам только погода− сильная жара, как в этом году,  или непрерывный ливень, как в прошлом году.

14 июня 2015 года в Пробеге-2015 приняли участие около 270 человек. Среди участников пробега, кроме местных любителей бега, были спортсмены из Анжеро-Судженска, Барнаула, Томска, Кемерово, Бердска, Киселевска, Кольцово, Нижневартовска, Омска и из нескольких районов Новосибирской области. Абсолютными победителями Пробега стали 25-летняя Ольга Заборская, преодолевшая дистанцию 7,5 км за 27 мин 40 сек, Александр Винокуров (15 км, 48:45) и Игорь Максимов (22,5 км, 1:11:52) из клуба «Фламинго». Игорь уже на втором круге опередил всех и выиграл у своего ближайшего соперника, Юрия Тарасова, целых 3 мин 3 сек. Ему не хватило всего-то 42 секунды, чтобы побить рекорд трассы, установленный Дмитрием Еременко еще в 1999 году.

Среди девочек с результатом 39:41 первой преодолела 7,5 км 14-летняя Полина Комиссарова, а среди мальчиков – 9-летний Данил Перекрестков из Бердска (42:41). Самыми юными участниками Пробега-2015 оказались 9-летняя Даша Киселева (1:08:02) и 5-летний Антон Конько (1:22:02), а самыми пожилыми – 82-летняя Ольга Панова (1:45:09) и 79-летний Михаил Чернышов (58:57). Им, а также всем победителям в 7 возрастных категориях на всех трех дистанциях были вручены дипломы и ценные призы. На финише с пожеланиями здоровья и дальнейших успехов в спорте всем участникам соревнований вручались памятные значки Пробега с изображением В.Рыцарева.

 

А. Максимов, участник пробегов с 1987 г. 


Всего комментариев: 0
avatar